Дифференциальная диагностика истерического расстройства личности и шизофрении
О. И. Печенкина, Е.Д. Слюндина
Актуальность изучения установочных форм поведения возрастает вследствие патоморфоза психических расстройств, видоизменения форм симулятииного поведения, а между тем в последние 20 лет эта проблема практически не затрагивалась (Ткаченко А.А., 2004, 2010, 2014). Симуляция, как правило, сочетается с истерическими особенностями личности (Сербский В,11., 1900), но А.Н. Бунеев (1949) подчеркивал, что далеко не всегда просто провести грань между симуляцией и истерическим “бегством в болезнь”. Кроме того, необходимо учитывать, что отличие шизофренического дрейфа (“жизнь по течению”, но Тиганову А.С.) от психопатического паттерна поведения состоит в нарастающей пассивности пациента, безволии и невозможности принимать решения. Сущность этих явлений заключается в неспособности построить “линию жизни”, пассивном подчинении обстоятельствам и окружающим людям.
Приводимый нами случай иллюстрирует сложность данной дифференциальной диагностики.
Подэкспертный LLL, 1979 г.р., обвиняемый по ч.2 ст.282.2 УК РФ в участии в деятельности экстремистской организации “Правый Сектор”. Практически все данные анамнеза, представленные в материалах уголовного дела, получены от самого подэкспертного (объективных сведений не предоставлено). Мать длительное время злоупотребляла алкогольными напитками. Родился в Читинской области средним ребенком из троих детей. После G-ro класса общеобразовательной школы в связи с плохим поведением был переведен в интернат, где окончил 8 классов. Затем в ПТУ получил специальность электросварщика. В 1997 г. призван на срочную службу в ВС России, которую проходил в танковых войсках, в 1999 г. заключил контракт на один год. продолжая служить в той же воинской части. Участвовал в боевых действиях на Северном Кавказе (с декабря 1999 по март 2000 г.). В 2000 г. уволен в запас на общих основаниях. Вернувшись домой, проживал с женщиной в гражданском браке, от которого родился сын. Не узаконив отцовство и семейные отношения, Ш. уехал и скрывался около трех лет в Новосибирске и Абакане. С 2005 по 2011 гг., чтобы заработать на спиртное и наркотики растительного происхождения, собирал металлолом и выполнял разную работу в частных организациях, проживал в землянке. В 2010 и 2012 гг. был осужден за кражи с условным лишением свободы сроком на 2 года. В 2011 г., находясь в г. Псков, “пришел в мужской монастырь. где пробыл на послушании около 2 месяцев ‘. В дальнейшем III. “решил изменить свою жизнь и отказаться от употребления спиртных и наркотических средств”, заработав небольшую денежную сумму, решил поездить по монастырям. В 2013 г. потерял и затем восстановил паспорт. В феврале – марте 2014 г. Ш. на попутном транспорте отправился в г. Киев, где решил посетить “святые места ‘. В Киеве па Крещатике присоединился к протестным акциям митингующих граждан Украины, ‘’поддерживая их цели и убеждения”. Проживал там же на площади, в палаточном городке около полутора месяцев. Когда митинги стали перерастать в стычки с применением огнестрельного оружия, Ш решил уехать из Украины в Иерусалим с целью посещения “святых мест”. Для этого отправился в Молдову, чтобы через Европу добраться до Иерусалима, однако при прохождении пограничного контроля был задержан сотрудниками пограничной службы Молдовы. В связи с отсутствием заграничного паспорта был депортирован 12.05.2014 г. авиатранспортом на территорию России, в Москву. Из Москвы он пешком и на попутном транспорте добрался до мужского монастыря “Святой Троицы “. расположенного в Бурятии около озера Байкал. Пробыв в монастыре около месяца, выехал домой, навестил своего сына. Через неделю поехал обратно в монастырь в Бурятию, где прожил около месяца. Затем LLL решил поехать на Украину для участия в боевых действия против ополчения ДЫР. С этой целью в январе 2015 г. “автостопом” добрался до российско-украинской границы, там при прохождении пограничного контроля был возвращен украинскими пограничниками из-за отсутствия денежных средств для пребывания на территории Украины. При этом в паспорте была сделана отметка о том, что въезд на территорию Украины запрещен. После возвращения в Россию он предпринял повторную попытку пересечь границу в том же пункте пропуска. При повторном прохождении пограничного контроля в Бачевске ему разрешили въехать па территорию Украины, несмотря на отметку в паспорте. Прибыв в г. Киев, он 2 марта 2015 г. написал заявление о добровольном желании вступить в ряды радикально настроенной партии “Правый Сектор” для участия в боевых действиях на территории Донецкой области. В мае 2015 г. LLL в составе подразделения ‘Правый Сектор – Донецк ’ был направлен в зону АТО. В его задачу входили ведение наблюдения за позициями ополчения ДНР. а также патрулирование ближайшей территории около г. Донецка с целью обнаружения и ликвидации ополченцев. В момент нахождения в указанном районе LLL использовал позывной “Чита”. В августе 2015 г. III. выехал из Украины в Россию “с целью посещения сына’”, но вместо этого поехал в Дагестан. Вернувшись в Москву поездом “Москва – Кишинев”, пытался выехать с территории России, где и был задержан пограничниками. На КПП “Брянск – Железнодорожный” 04.10.2015 г. при проведении пограничного контроля III. на требование предъявить документы ответил решительным отказом. После того, как он проигнорировал повторные предупреждения, было принято решение об административном задержании. В ходе досмотра у него были обнаружены документы, в том числе о том. что он проходил службу в подразделении ДУК “Правый Сектор”, а также принимал участие в боевых действиях в составе “Правого Сектора – Донецк”. В ходе беседы с III. стало известно. что 20.02.2015 г. он официально пересек границу РФ с Украиной. 02.03.2015 г., находясь в г. Киев, обратился в организацию “Правый Сектор с заявлением о вступлении в нее для участия в боевых действиях. После этого он был направлен в ДУК “Правый Сектор – Донецк”, где проходил обучение, а впоследствии был направлен в зону боевых действий на территории Донецкой области, в том числе в район населенных пунктов Пески, Авдеевка, Спартак, а также Донецкого аэропорта. Там Ш. находился до конца мая 2015 г., получил травму и убыл в г. Киев, где находился на лечении до 23 июля 2015 г., после чего 30 июля 2015 г. официально пересек государственную границу Украины с РФ и приехал в Москву. Далее из Москвы III. проследовал в Махачкалу, где пробыл около двух месяцев, затем вернулся обратно в Москву и 0 1.10.2015 г. на поезде “Москва – Кишинев” направился в г. Киев. В ходе беседы с представителями погранслужбы III. агрессивно реагировал на вопросы, высказывался негативно по отношению к жителям Донецкой и Луганской областей Украины, а также в отношении граждан России, указывал на то. что хочет отказаться от гражданства России и получить гражданство Украины. Кроме того, Ш. указывал, что в случае возобновления боевых действий на территории Донецкой и Луганской областей Украины он готов поддержать украинские вооруженные силы в составе боевых подразделений Правый Сектор”. Поданному делу 22.10.2015 г. Ш. проходил АСПЭ, во время которой был правильно ориентирован, на вопросы отвечал в плане беседы, но уклончиво. Держался напряженно, сведения о себе давал скудные. Эмоции были адекватные, фон настроения ровный. Мышление расценено как витиеватое, не всегда последовательное. Бредовых идей и галлюцинаций не выявлено. Сообщал, что около 10 лет злоупотреблял алкоголем, потом бросил и “обратился к Богу”, понял, что место, где он должен жить – это Украина. Долго был паломником, ходил по храмам. Участие в Правом Секторе отрицал, но был на Майдане, так как рядом есть храм. Рекомендовалось проведение стационарной судебно-психиатрической экспертизы. При обследовании в “ФМПЦПН им. В.П. Сербского” установлено следующее. Со стороны внутренних органов без патологии. Грубой неврологической симптоматики не выявлено.
Психический статус. Внешне опрятен, следит за своим внешним видом и гигиеной. Во время бесед сидит в закрытой позе, скрестив руки и ноги. Голос модулированный, эмоции адекватные, но стремится контролировать их, хотя это не всегда удается, у него прорываются искреннее удивление, радость, переживания. Правильно ориентирован в месте, времени и собственной личности. Мимические реакции живые, дифференцированные. В беседе держится спокойно, уверенно, порой демонстративно. На вопросы отвечает по существу, в плане заданного, после некоторой паузы, тщательно обдумывая. При ответах на некоторые вопросы прибегает к усложненным формулировкам религиозного содержания. Вопросы о цели экспертизы понимает верно, добавляя, что он “интересен людям”, потому что “с детства жизнь тяжелая, бродяжническая: Господь дал такие испытания”. Предъявляет жалобы на постоянный шум в ушах, который связывает с тем, что во время службы в армии в 1998 г. “перенес контузию… глухой ходил 2 недели”, причиной контузии называет звук от выстрела гранатомета, когда стрелял сам. Рассказывает, что за 3 месяца перед “дембелем” его отправили в г. Аргун, при уточнении, где он находится, задумывается, сообщает, что где был. не помнит, “где-то около Аргунского ущелья”. По возвращении домой стал запойно выпивать, до литра спирта в сутки в течение 3-4 дней. Утверждает, что в 2002 г. перенес “белую горячку” после того, как “решил бросить пить, но па 4-й день стали посещать “голоса”: “якобы с братом созвонился. Говорил, что перегонит машину. Затем вышел в час ночи на улицу босиком и ушел на трассу, а потом в реанимации очнулся”. Следя за реакцией врача, утверждает, что эти ’‘голоса” были искусственные, сделаны тем. кто считает себя “самым умным”. Утверждает, что не хочет об этом думать, что “в голове вообще мыслей нету, стараюсь ни о чем не думать, потому что если много думать, то понимаешь, что в мире много всякого греха”, “стыдно за человечество, за все”. Внимательно оценивает реакцию собеседника и высказывания врача, затем, понимая подтекст заданного вопроса, строит уже свой ответ, основанный на своем желании выглядеть с лучшей для него стороны. Если вопрос оценивается им как угроза образу идеального человека (как мужа, как отца), задает встречный вопрос: “как сами думаете?” либо пускается в декларативные, морализаторские рассуждения о “несправедливости’, меняя тему на примитивную критику руководства страны (“нужно уметь рулить — помогать людям, отобрать у богатых все и раздать бедным”), либо переводит вопрос в шутку (“я вам анекдот на эту тему расскажу…”). Говорит, что люди делают “отвратительные вещи, они заставляют жить в вынужденных рамках”. Приводит примеры, что можно “так любую мелочь взять: почему раньше смертные казни были, так было сделано Господом. Каждый осознает, что делать, но при этом не каждый читает молитвы”. Сообщает, что поэтому “молодежь ушла от религии, потому что так продиктовано государством ’. Многозначительно повторяет, что “Господь пока не открывает мое предназначение, я с этим рожден”. При указании на отрицательно характеризующие его факты (пьянство, несоблюдение религиозных канонов, участие в АТО и пр.) говорит. что “это есть Божия проверочка”, в том числе и его пребывание на экспертизе. Настойчиво повторяет, что “это Господь повел” в Киев: “Майдан был тогда, там людей убивали, а я вошел в Киев, и перестали убивать там”, он способен “спасти мир”. Понимает подтекст и по ходу беседы сообщает, что кому-то это надо, чтобы “я ходил и страдал”. Приводит пример, как пришел в монастырь, а там батюшка спросил “надолго ли я у них, после чего я вещи собрал свои и сразу ушел”, объясняет это тем. что “значит, не на месте я”, “мешаю всем”. Задумавшись, говорит, что “так часто менял места пребывания, потому что было предчувствие, что надо идти. Было что-то не то, душа не на месте, а в дороге было чувство успокоения, свободы, воля душевная”. Часто повторяет “наверное”, сомневается в своих убеждениях, отдает приоритет другим (“вот смотрите, что святые наши могут, по молитвам своим”), себя мессией не считает: “как раньше был. так и остался”. Однако стремится намекнуть на свою исключительность: хотел геройски погибнуть на Донбассе, “вызвав огонь на себя”, по боится уйти из жизни, так как без него “будет катастрофа”. В “Святой Киевской лавре повзрослел”, понял, что “избран идти на Майдан”. Признает, что в монастырях нравилось “отогреться, поесть и переночевать”, спохватившись, говорит, что его “тянет к Святыне”, там он “повзрослел, теперь могу построить свой дом, семью”. Заявив, что он “рожден для того, чтоб сделать порядок, все это заложено Богом” и. отстаивая свою точку зрения, говорит: “я Царь, я рожден для этого, чтобы спасти землю, мир”, но “я же не могу сам на себя корону надеть”. Улыбаясь рассказывает, что помнит моменты своего рождения в роддоме, как акушер взял на руки и “поднял мою головушку”, а однажды “видел, как икона ожила”, и это было своеобразным знаком, поэтому надеется, что сможет “дойти до святой земли Киево-Печерской лавры, а затем Иерусалима”. Во время беседы не может вспомнить прочитанные ранее молитвы, не знает монастырские правила и устав, не постится. Не может описать достопримечательности. храмы и места поклонения в посещаемых им монастырях. Несмотря на неустойчивость интересов, у III. нет отрыва от прожитого им. он легко возвращается к значимым событиям жизни, чтобы подчеркнуть собственную значимость (“после армии женился, ребенок родился, а дальше из-за жены все наперекосяк, не сошлись характерами и разбежались”, хотя тут же проговаривается, что он сам “алкаш длящий был”). Демонстративно заявляет, что хочет начать жизнь сначала, “с чистого листа”, при этом вновь говорит, что нужно идти в Украину: “жалко, что много людей погибнет, пока меня там нет”. Вину свою отрицает, говорит, что “просто достал не ту бумажку, первую попавшуюся, а “это оказалось из “Правого Сектора”, значит Бог так дал”. Строит реальные планы на жизнь (семья, дети…). Обеспокоен собственной судьбой, пытается узнать перспективы пребывания в Центре и решение экспертной комиссии. В отделении старается держаться незаметно, время проводит в пределах палаты, ходит из стороны в сторону, делает вид. что молится, либо читает религиозную литературу. Во время обыска отказался выполнять требования персонала и охраны. На просьбу поднять руки злобно ответил: “так обыскивайте, я от вашего гражданства давно отказался”. Своим поступком остался доволен, ходил с иобедным видом. Мышление порой аффективно окрашено, со склонностью к морализаторству, без структурных нарушений. Суждения категоричные, претенциозные, эгоцентричные. Оперирует расхожими штампами, заимствованными из доступных СМИ. Память на текущие и прошлые события не нарушена. Интеллект соответствует полученному образованию и жизненному опыту. Критические способности сохранны. По результатам нейрофизиологического исследования отчетливых отклонений, характерных для фенотипа эндогенного заболевания, не обнаружено. При экспериментально-психологическом исследовании выявлены тенденции к конкретности мышления, при четкости и достаточном семантическом уровне, склонность к рассуждательству и к поверхностному анализу стимульного материала. Наблюдаются проекции собственной подозрительности и настороженности, а также деструктивных тенденций. Обнаруживается тенденция к построению собственных труднокорригируемых концепций с опорой на внутренние субъективные критерии и переживания, в том числе отрицательно окрашенные, и фиксацией на них с дальнейшей их идеаторной переработкой. Завышенная самооценка и потребность в самоуважении сочетаются с повышенной требовательностью по отношению к другим. Обнаруживается эмоциональная неустойчивость со склонностью к реакциям раздражения, протеста и оппозиции, что особенно проявляется в конфликтных и субъективно значимых ситуациях.
В материалах дела отсутствуют объективные сведения, отражающие детско-подростковый анамнез LLL, поэтому факт наличия у него инициального этапа шизофрении в виде поведенческих девиаций вызывает определенные сомнения. Указание, со слов LLL, на манифестацию эндогенного психоза в виде атипичного алкогольного делирия со “слуховыми обманами восприятия, ощущением сделанности, пустоты” также не имеет подтверждения в медицинской документации. Дальнейшее развитие “др омом ан ни, бредовых идей отношения, особого значения, особого предназначения, мессианства, элементов психического автоматизма” выглядят неубедительными.
Л.В. Снежневский (1972) в контексте обсуждения вопроса о постпроцессуальных изменениях личности указывал на возникновение религиозного фанатизма после перенесенного приступа “взамен прежнего атеизма”.
У нашего подэкспертного, несмотря на голословные утверждения, что он “посещал святые места”, отсутствует патологическая убежденность ревнителя православия. При прицельном расспросе о месторасположении монастыря, его традициях, почитаемых артефактах он уходит от подробностей либо ссылается на то, что “подзабыл”, был “на экскурсии, все на бегу”. Анализ особенностей поведения у Ш. внешне сходен с личностными изменениями при шизофреническом процессе, однако характерная процессуальна я динамика в клинической картине отсутствует. Вялость, бездеятельность, неустойчивость настроения с колебаниями в сторону7 тревожно-злобного, капризность, раздражительность, расторможенность с болтливостью исчезают при переходе на темы, не являющиеся для него значимыми (трудовой, семейный анамнез). Нарушения мышления “паралогичность, непоследовательность, малопродуктивность, склонность к рассуждательству, резонерство”, предъявляемые им активно, в длительной беседе исчезают, появляются избирательность повествования, стремление к поиску подсказок или категоричному морализаторствому. К тому же III. попутно старается лакировать свой анамнез, отрицая привлечения к уголовной ответственности ранее, наличие криминальных татуировок объясняет “детдомовской легкомысленностью”, ссылается на запамятование фактов, отрицательно его характеризующих. Отсутствуют также не только нарушения мышления, но и эмоционально-волевой сферы, присущие эндогенному процессу (нет структурных расстройств ассоциаций, оскудения эмоциональной живости, падения активности).
Псевдосоциальное оформление продуктивно-психотической симптоматики, напоминающей парафренную, направлено на подчеркивание собственной исключительности, стремление показать себя в выгодном свете. Возникающие истерические реакции превращают его из мягкого, покладистого и заискивающего собеседника в разгневанного обвинителя с демонстративными выпадами. Тут он стремится показать себя борцом “за общие интересы”, намекая на свое “божественное предназначение”, в целом позиционирует себя представителем общественности, от которого зависит установление справедливости. Его псевдопарафренные “бредовые” идеи по содержанию и характеру преподнесения больше напоминают бредоподобные фантазии – по красочности, детализации. Вместе с тем они стереотипны, отрывочны, бессистемны, с эгоцентрической подачей и декларативностью (“‘мне корону люди сами принесут”, “буду молиться и Бог услышит’ и т.п.). III. для большей убедительности предъявляет нагромождение симптоматики, во многом это определяется его личностными особенностями — ограниченными актерскими задатками, склонностью к фантазированию, что в целом не соответствуют реальной динамике (этапности) заболевания. В.Э. Пашковский (2011) считает, что патологические психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями определяются видоизменением религиозного компонента в течении бредового психоза, который идет от нормального религиозного опыта к его хаотичному преобразованию, проявляющегося на перцептивном, мыслительном и поведенческом уровнях с включением несочетаемых и разнородных мистических и оккультных представлений.
Бредовое поведение таких больных характеризуется широким спектром проявлений – от неупорядоченного дрейфа в сторону неоднородных парарелигиозных и оккультных сообществ в инициальном периоде бредового психоза до грубых брутальных форм (физическая агрессия, гомицидные и суицидальные акты). Наибольшая выраженность бредовых переживаний достигается при мистическом бреде — в рамках параноидного синдрома, при бреде мессианства — острого парафренного, при бреде реформаторства – паранойяльного и парафренного, греховности – депрессивно-параноидного, колдовства — параноидного и сенестоипохондрического, одержимости — синдрома бредовой деперсонализации. Однако симптоматика, выявляемая у LLL, не подпадает пи под одну из перечисленных категорий и тенденций развития. Следовательно, приоритетное значение, серьезно настораживая относительно отсутствия эндогенного психического заболевания, имеют: отсутствие целостной клинической картины определенного заболевания, его характерной динамики с нетипичной сменой предъявляемых симптомов, их несоответствие друг другу (предъявление “религиозного бреда’” — аффективному фону, отсутствию растерянности и страха при описании психотических эпизодов религиозного содержания), а также изолированность, преувеличенность предъявляемых расстройств, элементы демонстративности в поведении, дифференцированность поведения в различных ситуациях (случай при обыске в отделении, разное общение с подэкспсртными и медперсоналом), связывание правонарушения с неправильной интерпретацией показаний.
Если взять за основу наличие яркого “фасадного” психопатоподобного синдрома по типу возбудимого, у подэкспертного отсутствует характерное для эндогенного процесса сочетание с такими ‘”опережающими” расстройствами, как отдельные идеи отношения, элементарные слуховые обманы восприятия, звучание собственных мыслей, их путаница, патология влечений в виде злоупотребления различными ПАВ, бесцельного бродяжничества, склонности к нелепой сексуальной агрессии, что должно настораживать в плане шизофрении. Наиболее часто ошибочная диагностика шизофрении в пользу психопатии приходится на первые 5 лет заболевания либо на возраст до 20 лет (Кондратьев Ф.В., 1973), пациент же вышел за эти временные рамки. Также у него отсутствует особая, болезненная форма религиозности — “так называемая “токсическая вера”, которая наблюдается при медленном дебюте шизофрении и внешне носит характер утрированного, фанатичного исполнения канонических предписаний. Постепенно становясь все более гротескной, такая сверхцен пая религиозность отрывается от смысловых основ учения церкви и по существу становится психопатологическим поведением” (Кондратьев Ф.В., 2006). Имеющиеся у III. особенности психики были квалифицированы как “истерическое расстройство личности” (F60.1, по МКБ-10). Об этом свидетельствуют данные анамнеза о присущих ему с детства эмоциональной лабильности, эгоцентричности, обостренного чувства собственного достоинства, самолюбия, в то же время — стеничности, гиперактивности со стремлением к лидерству и желанием привлечь к себе внимание окружающих, со склонностью к мечтательности, фантазированию в сочетании с упрямством, настойчивостью, а также появлением приблизительно с подросткового возраста аффективной неустойчивости, колебаний настроения на фоне демонстративности поведения, преувеличения своих возможностей, пренебрежения к общепринятым социальным нормам, со склонностью к легкомысленным, авантюрным поступкам и псевдологии и усилением отмеченных особенностей психики в субъективно сложных и фрустрирующих для нее ситуациях. Указанный диагноз подтверждается также и данными настоящего комплексного клинического обследования, выявившего у Ш. эгоцентричность, высокий уровень притязаний, потребность во внимании со стороны окружающих, лидерстве и доминировании в межличностных отношениях, а также демонстративность поведенческих реакций в сочетании с активностью в достижении поставленных целей, стеничным отстаиванием собственного мнения при игнорировании иных точек зрения, директивности и агрессивности с целью достижения желаемого, декларации собственных просоциальных установок с внешнеобвиняющими формами реагирования, при выраженном самооправдании и исключительно положительном отношении к самому себе, на фоне оппозиционности, склонности к протестным и эксплозивным реакциям. Для него характерны некоторая елейность поведения, угодливость, настороженное отношение к окружающим, склонность к образованию на основе субъективных критериев труднокорр и тируемых построений в сочетании с витиеватыми, усложненными суждениями и негрубыми смысловыми нарушениями.
Однако имеющееся у LLL истерическое расстройство личности не сопровождается структурными нарушениями мышления, критических способностей, какой-либо психотической симптоматикой и выражено не столь значительно, чтобы лишать его возможности в период инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Как показывает анализ материалов уголовного дела и данных настоящего обследования, у Ш. в период инкриминируемого ему деяния не обнаруживал ось и признаков временного психического расстройства (в его действиях и высказываниях не содержалось признаков помрачения сознания, психотической симптоматики (бреда, галлюцинаций и др.), его поведение носило последовательный, целенаправленный характер, поэтому он мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить» ими. По своему психическому состоянию в настоящее время LLL может понимать характер и значение уголовного судопроизводства (сущность процессуальных действий и получаемых посредством их доказательств) и своего процессуального положения, способен к самостоятельному совершению действий, направленных на реализацию своих процессуальных прав и обязанностей, может правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания. В принудительных мерах медицинского характера по своему психическому состоянию не нуждается.